Библиотека МОБУ СОШ с. Нижние Киги- структурное подразделение школы. Школьная библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и решениями Правительства Российской Федерации, решениями Министерства образования Российской Федерации, уставом школы, положением о библиотеке.
Библиотекарь МОБУ СОШ Усманова Татьяна Григорьевна, общий стаж работы - 39 года. Стаж работы библиотекарем - 16 лет.
- О фонде библиотеки, объем основного фонда и фонда учебной, справочной и методической литературы:
Фонд библиотеки – 6214 экз.
Из них:
художественная литература -2176 экземпляров
учебная литература –4038 экземпляров
Основные документы, регламентирующие деятельность библиотеки:
-Годовой и месячный планы, анализ работы за предыдущий год, график и расписание работы, паспорт библиотеки, положение о библиотеке
-Инвентарная книга, дневник библиотеки, формуляры читателей, тетрадь учета выдачи учебников по классам
-Книга суммарного учета, журнал регистрации счетов и накладных, картотека учебников, бланки заказов учебников
-Акты о проведении инвентаризации, акты списания
-Тетрадь учета книг, принятых взамен утерянных, тетрадь учета подарочных изданий, тетрадь учета изданий, не подлежащих записи в инвентарную книгу
-должностные инструкции, инструкции по технике безопасности, нормативно-правовые документы.
Справочно-библиографический аппарат библиотеки состоит из энциклопедий, словарей, справочников по различным отраслям знания, а также из каталогов, картотек, папок газетных вырезок, тетради выполненных библиографических справок, библиографических пособий.
Вся справочная литература сосредоточена в фонде открытого доступа.
В школьной библиотеке можно прочитать периодические издания: газеты «Мир детей и подростков», «Твоя параллель», журналы «Непоседа», «Ромео и Джульетта», «Мне 15», «Лазурь», «Удивительное рядом», «Детская энциклопедия», «Сказочный мир», «Виолетта»
- наличие в фонде документов на нетрадиционных носителях (компакт-диски и др.): каталог библиотеки медиаресурсов составляет 69 компакт – дисков, 50 видеокассет,15 аудиокассет.
-состояние материально- технической базы, обеспечивающей внедрение и использование информационных и медиа - технологий в деятельности библиотеки (наличие Интернета, компьютеров,) Библиотека имеет абонемент и читальный зал на 18 мест.
Оснащение библиотеки следующее: книжные шкафы, стеллажи, выставочные витрины, столы, стулья, кафедра, компьютер, медиатека.
Описание опыта работы библиотеки образовательного учреждения:
Библиотека школы принимает активное участие в конкурсах «Лучший школьный библиотекарь», где не раз становилась победителем. Также победительница зонального и участница республиканского конкурсов.
Миссия школьных библиотек:
Воспитание у учащихся культуры чтения, любви к книге, умения пользоваться библиотекой. Привитие школьникам потребности в систематическом чтении литературы для развития творческого мышления, познавательных интересов и способностей, успешного освоения учебных программ. Воспитание детей в духе терпимости к индивидуальным, культурным и национальным различиям других людей, умению жить в мире. Воспитание патриотизма и любви к родному краю, его истории, к малой родине.
Цель «Поддержка и развитие библиотеки как центра работы с книгой и информацией»
Основные функции библиотеки:
Информационная — предоставление возможности использования информации вне зависимости от ее вида, формата и носителя.
Воспитательная – способствует развитию чувства патриотизма по отношению к государству, своему краю и школе.
Культурологическая — организация мероприятий, воспитывающих культурное и социальное самосознание, содействующих эмоциональному развитию учащихся.
Образовательная — поддержка и обеспечение образовательных целей, сформированных в задачах развития школы и в образовательных программах по предметам.
Задачи:
- Руководство чтением учащихся, привитие интереса к книге, привлечение каждого школьника к системному чтению разнообразной литературы
- Содействие педагогическому коллективу школы в воспитании учащихся, обеспечение учебного и воспитательного процесса школе всеми формами и методами библиотечного и информационно-библиографического обслуживания пользователя библиотеки.
- Выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов пользователей библиотеки
- Обеспечение возможности наиболее полного и быстрого доступа к библиотечным ресурсам
Библиотека оказывает помощь заместителю директора по воспитательной работе, родителям, классным руководителям в проведении общешкольных праздников.
Сделаны подборки литературы для участников различных конкурсов и олимпиад. Классные руководители регулярно обращаются в библиотеку за материалом для проведения классных часов и воспитательных мероприятий различной тематики.
Для учащихся 1-4 классов по плану проводятся занятия по пропаганде «Библиотечно-библиографических знаний» или «Основ информационной культуры школьников». Цель занятий – научить будущего гражданина ориентироваться в общем потоке информации, выбирать нужное и критически оценивать полученные результаты, подготовить его к «взрослой жизни и профессиональной деятельности в условиях информационного общества». На занятиях читатели в игровой форме знакомятся с книгой, ее структурой, историей создания, читают научно-познавательную литературу; узнают о справочном аппарате энциклопедий, словарей и справочников, знакомятся с системой расстановки книг в библиотеке, с периодическими изданиями, предназначенными для их возраста имеющимися библиографическими пособиями, каталогами, картотеками:
1 класс:1)Знакомство с книгой и библиотекой (игра)
2)В стране сказок.
3)Твои первые газеты и журналы.
2 класс:1)Выбор книг в библиотеке. Твой первый каталог.
2) Краеведческие периодические издания.
3) Как построена книга.
3 класс:1)Научно-познавательные книги.
2)Коми писатели - детям.
3)Иллюстрации в книге. О художниках-иллюстраторах.
4)Войди в мир искусства.
4 класс:1)Информация – это…
2)Иллюстраторы детской книги нашей республики.
3)Структура книги. Художественное оформление книги.
4)История книги. Древние библиотеки.
Проводится много различных мероприятий к праздничным датам. Постоянно информируются родители на родительских собраниях о том, как, что и сколько читают их дети. Школьная библиотека вносит посильный вклад в проведение традиционных школьных праздников.
Организована и поддерживается тесная совместная работа сельской и школьной библиотек по проведению библиотечных уроков и массовых мероприятий. Оказывается взаимная помощь в обеспечении читателей-учащихся литературой для внеклассного чтения, периодическими изданиями, книгами повышенного спроса.
Библиотекарь принимает участие в работе педагогических советов, родительских собраний, где информирует о новых поступлениях в библиотеку и результатах чтения учащихся.
Постоянно ведётся индивидуальная работа с читателями. При записи новых читателей в библиотеку, проводятся беседы с целью изучения читательского интереса и широты кругозора нового читателя. Для определения направленности чтения, проводятся и индивидуальные рекомендательные беседы с учащимися, предлагаются книги различной тематики, соответствующие предпочтениям данного читателя. Проводятся также индивидуальные беседы с читателями - детьми, которые мало читают, редко посещают библиотеку. Эта работа координируется с классными руководителями.
Ежегодно оформляются стенды по рекламе библиотеки для читателей. Каждый месяц в библиотеке оформляются книжные выставки: внутриполочные, выставки – просмотры, выставки – диалоги.